Справедливая стоимость МСФО

Как снизить стоимость МСФО


ОТВЕТЫ

Вопрос 13. Мы бы хотели снизить стоимость ведения учета по МСФО и РСБУ. Существуют ли возможности для этого в рамках законодательства?
Российское законодательство по бухгалтерскому учету является достаточно гибким и может, при необходимости, подстраиваться под интересы и потребности организации. Этой цели служат не только альтернативные методы учета, предусмотренные в законодательстве. Главную возможность здесь предоставляет статья 13 Закона о бухгалтерском учете, которая позволяет организациям отступать от законодательства в пользу тех правил учета, которые позволяют более достоверно отобразить имущественное состояние и финансовые результаты организации. Практика последнего десятилетия показывает, что многие мировые регуляторы признают высокое качество стандартов МСФО. Таким образом, применяя в тех или иных случаях МСФО вместо российских правил учета, Вы не только не нарушите законодательство по бухгалтерскому учету в РФ, но и сделаете финансовую отчетность Вашей организации более достоверной.
Кроме того, если вопрос является спорным и/или неурегулированным законодательством (а таких вопросов очень много), согласно новой редакции ПБУ 1 необходимо проанализировать соответствующие правила МСФО. В отличие от российского законодательства в МСФО рассмотрено большинство проблем, с которым встречаются финансовые работники, а также МСФО содержит базу для принятия решений в условиях неоднозначности законодательства. В таких условиях международная практика может быть очень полезным ориентиром.

Во многих случаях, таким образом, даже путем мягкой адаптации учетной политики по РСБУ к требованиям МСФО можно добиться почти идентичных данных МСФО и РСБУ по большинству участков. Во многих случаях при формировании учетной политики по РСБУ можно предпринять действия, чтобы трансформация практически не занимала времени. Концептуальных отличий РСБУ от МСФО не так много, поэтому мы можем привести обе системы к одному знаменателю: создавать резервы по МПЗ и сомнительным долгам, по оплате отпусков, на условные обязательства и так далее. 
В то же время, конечно, успех всех этих процедур зависит от объективных предпосылок: особенностей деятельности компании, метода первого применения МСФО, структуры группы и так далее. Так или иначе, можно достаточно быстро понять, на какую степень сближения РСБУ и МСФО (сохраняя строгое соответствие как РСБУ, так и МСФО) следует рассчитывать. Обращайтесь к нам – в большинстве случаев мы можем ориентировочно определить возможность сближения РСБУ и МСФО по Вашей компании без проведения полноценной трансформации.

Вопрос 14. В условиях финансового кризиса топ-менеджмент требует существенного снижения накладных расходов. Имеется ли возможность как-то снизить стоимость аудита отчетности по МСФО?
1. Главное, важно определиться, аудитор какого масштаба требуется. Стоимость услуг существенно отличается в зависимости от уровня аудитора. Большая четверка, Top10, Top30, член ли международной сети или ассоциации – чем выше компания в рейтинге, тем обычно стоимость услуг выше. Притом, что на выходе – один и тот же документ у всех. Точно знайте пользователей своей отчетности, каким аудиторским компаниям они доверяют – и Вы сможете существенно, подчас даже колоссально уменьшить бюджет проекта. Например, почти все российские организации, которые делают IPO на зарубежных рынках, пользуются услугами Большой четверки. В то же время, на те же рынки успешно выходят сотни организаций и с менее именитыми аудиторами. Нередки также случаи, когда инвестор, по большому счету, не доверяет вообще никому: ни рядовым аудиторским компаниям, ни Большой четверке - никому. Ему важно, чтобы отчетность была формально заверена, а остальные процедуры, Due Diligence проводит он сам или нанимает ту специализированную компанию, которой он доверяет (обычно из той же страны, что и он сам).
2. Не следует допускать совмещения аудитором функций аудита и подготовки отчетности по МСФО. Иногда это все еще встречается на практике, но это не в Ваших интересах.  С одной стороны, это строго запрещено, поэтому чревато юридическими проблемами. С другой стороны, это просто дорого. 
Например, довольно большая часть проектов нашей компании – трансформация с последующим аудитом одной из компаний Большой четверки. При такой схеме работы выигрывают все, так как обеспечивается соблюдение законодательства, так и существенно снижаются затраты для клиента.
3. Если время позволяет, целесообразно провести тендер. Можно обратиться к опыту государственных компаний – у них есть общедоступные методички по выбору аудиторов, по оценке финансовой и технической части конкурсных предложений.
4. Не начинать поиск аудиторов зимой и весной. Лучшее время – лето. Или конец весны. В иное время психологически трудно снизить цены, когда столько работы, что  семья аудитора забывает, как он выглядит. После сезона же имеет место определенная расслабленность, плюс появляются мысли о стабильности завтрашнего дня.
5. Дать аудиторам возможность (либо надежду) поработать на разных проектах, в разных сферах  и т.п., то есть предоставить аудитору возможность предложить больший спектр услуг – чем больше пакет услуг, тем легче получить существенную кумулятивную скидку.
6. Качество подготовки отчетности и систем внутреннего контроля. Чем выше это качество, тем меньше работы у аудиторов. Поэтому инвестиции в качество не только снижают риски появления модифицированного заключения, но и снижают стоимость аудита.
7. При продолжении работы с предыдущим аудиторов можно требовать снижения стоимости аудита – при прочих равных условиях каждый последующий аудит легче, чем предыдущие. Но если для первого аудита аудитор и так существенно снизил стоимость, чтобы выиграть тендер и заключить договор, то ожидать дальнейшего снижения, конечно, не следует. К сожалению, обычно так и бывает: клиенту нужна стоимость  ниже, чем у предыдущего аудитора, но работы у нового аудитора (за счет аудита начальных и сравнительных показателей) значительно больше. 
8. Заключение договоров на несколько периодов. Нет ничего менее выгодного, чем частая смена аудиторов. Как правило, это существенно повышает внутренние затраты компании на оказание поддержки аудиторам в ходе выполнения ими работ. И, опять же, в соответствии с вышеизложенным, аудитору проще снижать стоимость в таких условиях.
9. В ряде случаев возможно предложить аудиторам позволить проведение аудита некоторых филиалов или дочерних компаний более мелким аудиторским организациям (субподряд). Это особенно эффективно для организаций с разветвленной региональной сетью, где затраты на командировки имеют существенную величину, а также где разница между гонорарами столичных и региональных компаний существенна. У этого метода есть несколько «но». У компании повышаются внутренние расходы на поиск таких аудиторов, убеждение глобального аудитора в возможности работы с ними, убеждение локальных аудиторов работать по стандартам, применяемым глобальным аудитором и т.п. Есть риск, что они не выполнят возложенные на них функции. Кроме того, есть объективное ограничение: аудитор по стандартам не может широко пользоваться услугами субподрядчиков, поскольку во всех существенных отношениях он должен провести работу и получить аудиторские доказательства самостоятельно.
Попробуйте определить стоимость аудита по МСФО в нашей компании. Возможно, Вам не придется далее искать пути снижения расходов. В любом случае мы рассмотрим все разумные способы снижения затрат вместе с Вами и определим приемлемый вариант. 

Вопрос 15. Трансформация прошлого года делалась компанией ХХХ. В этом году мы бы хотели привлечь другую компанию для составления отчетности по МСФО. Сколько будут стоить такие услуги?
Первый вариант - когда мы подписываемся в отчете о компиляции под полноценной отчетностью текущего года со сравнительными данными за прошлый год. 
Второй вариант – когда мы подписываемся под отчетностью за текущий год, но в отчете о компиляции пишем оговорку, что предыдущий год мы сами не делали. Тогда мы поправляем в предшествующих периодах и раньше те ошибки, которые случайно обнаружили, но не стремимся к достоверности данных предыдущих периодов. В то же время, нам, конечно, придется проверять некоторые данные предыдущих лет, которые влияют на отчетность текущего года (например, учет договоров финансовой аренды, заключенных ранее и действующих в текущем году), поэтому сфокусироваться только на данных текущего года, как правило, не получится.
Стоимость первого варианта будет существенно выше, чем второго. Насколько выше – зависит от того, насколько качественно была проведена и, главное, задокументирована работа по прошлому году. Если рабочих документов по трансформации прошлого года нет, то, очевидно, стоимость будет выше в два раза. Дело в том, что мы в отчете о компиляции пишем, что составили полноценную отчетность, поэтому наша ответственность выше и больше затраты. Как бы качественно ни выглядела отчетность за прошлый год, и кто бы ее ни составлял, мы должны:
a) Разобраться в том, что делали и как документировали работу предыдущие специалисты;
b) Проверить каждую сделанную проводку;
c) Проверить, не следует ли сделать какие-то дополнительные, не сделанные ранее проводки;
d) Проверить, верно ли составлены раскрытия к отчетности.
Вместе с тем, это только Ваше решение – возлагать ли на нас ответственность за учет предыдущих периодов (вариант 1), или нет (вариант 2). И, конечно, такой проблемы не возникает, когда мы составляем отчетность за год, следующий за годом, по которому нами уже составлялась отчетность: в этом случае наши трудозатраты могут быть даже меньше ориентировочно на 20 процентов. Поэтому клиентам выгодно продолжать работу с нами: с некоторыми клиентами по трансформации мы работаем с самого начала нашей деятельности, с 2004 года (ссылка на страницу о проектах).