Порядок аудита "преступных" доходов

Главная / Пресс-центр / Новости законодательства
08.10.2013
 
Как сообщалось ранее2 октября 2013 года Минфин РФ выпустил Письмо № 07-02-05/40858 о применении аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В этом Письме подробно рассмотрены действия аудитора как при оказании аудиторских услуг, так и при оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, например, в случаях, когда аудитор осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, т.е. является обслуживающим лицом.

В Письме приведены основные обязанности аудитора по проведению процедур по существу в отношении соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. В частности, подлежат рассмотрению соблюдение аудируемым лицом (как аудитором, так и обслуживающим лицом) требований Федерального закона № 115-ФЗ в отношении:

1. Идентификации клиентов.

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ, приведенными в Письме, идентификация клиента должна включать следующие мероприятия:

  • Определение принадлежности клиента к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц);
  • Выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве или на территории, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на подобной территории;
  • Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее –степень (уровень) риска);
  • Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

Отдельное внимание в Письме уделяется соблюдению порядка определения и пересмотра такого показателя степени (уровня) риска.

2. Организации внутреннего контроля.

Согласно рекомендациям, приведенным в Письме, правила внутреннего контроля являются документом, который:

  • Регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, у обслуживающего лица;
  • Устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
  • Определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
В числе целей организации внутреннего контроля рассматривается разработка программ по обязательному получению работниками обслуживающего лица знаний в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3. Фиксирования и хранения информации.

В целях исполнения Федерального закона № 115-ФЗ фиксированием информации является её получение и закрепление на бумажных и (или) иных носителях.

В Письме приведён перечень оснований, при наличии которых необходимо документальное фиксирование информации:

  • Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • Несоответствие сделки целям деятельности клиента, установленным учредительными документами этого клиента;
  • Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых даёт основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ;
  • Совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого направлен либо ранее направлялся запрос в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
  • Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у обслуживающего лица возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Аудитор (или обслуживающее лицо) должен обеспечить конфиденциальность зафиксированной информации. Документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. При этом указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

4. Представления информации.

При наличии у аудитора или обслуживающего лица любых оснований полагать, что операции клиента осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, оно обязано уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Требования к порядку и форме приводятся в рассматриваемом Письме: информацию следует представлять в виде письменного документа (на бумажном носителе), подписанного в соответствии с требованиями законодательства РФ или в виде электронного документа (соответственно, на электронном носителе), подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи.

Защиту информации при ее передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу осуществляет владелец информационных ресурсов в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, в Приложении к Письму приведена информация о других источниках, в которых также сформулированы требования по контролю за операциями по легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а именно:

  • Перечень основных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • Перечень основных информационных источников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Возврат к списку