Президиум Верховного суда Российской Федерации утвердил первый Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела НК РФ о трансфертном ценообразовании.

Главная / Пресс-центр / Новости законодательства
28.02.2017

Верховный Суд России разъяснил некоторые аспекты правил налогового контроля за сделками, которые могут совершаться на нерыночных условиях взаимозависимыми лицами.

Приведем некоторые из разъяснений.

В п. 1 Обзора ВС РФ указал, что налоговый контроль за соответствием примененных налогоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется непосредственно ФНС России согласно разделу V.1 НК РФ и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями.

Во втором пункте Обзора ВС РФ обратил внимание, что если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено главами части второй НК РФ, в этих целях налоговые инспекции вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные гл. 14.3 НК РФ. При этом содержащаяся в нормах части второй НК РФ отсылка к ст. 105.3 НК РФ восполняет отсутствие в части второй НК РФ методов, позволяющих определить налоговую базу, и не связана с предусмотренным гл. 14.5 НК РФ налоговым контролем в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В п. 7 Обзора отмечено, что отчет об оценке рыночной стоимости может приниматься в качестве доказательства по спорам, связанным с корректировкой налоговой базы в соответствии с разделом V.1 НК РФ, только в установленных в данном разделе случаях. При этом отчет признается надлежащим доказательством, если он позволяет сделать вывод об уровне дохода (прибыли, выручки) по контролируемым сделкам, который действительно мог быть получен налогоплательщиком.

В п.п. 9, 10 Обзора содержатся разъяснения относительно ответственности за нарушения, связанные с представлением уведомления о контролируемых сделках.

Так, во-первых, размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверных сведений), не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении.

Во-вторых, недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной ст. 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.

Пункт 11 Обзора гласит, что решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление.

Получить консультацию по данному вопросу Вы можете
у ведущего юриста департамента налогов и права
Тюриной Анастасии Викторовны:

e-mail:  Turina@interexpertiza.ru

Тел .:  +7 (495) 777-1270, +7 (495) 777-1271,

доб. 1621


Возврат к списку