Подлежат ли доработкам типовые формы отчётности?



Руководитель департамента методологии и контроля качества аудита АКГ «Интерэкспертиза» Юлия Королева.

Существует распространненое мнение, что типовые формы отчетности являются строго унифицированным документом, содержание которого строго регламентировано и не позволяет включения каких-либо дополнений. В данной статье мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения законодательства, в котором отражены основные требования к представляемой отчетности..

Раздел:Бухгалтерский учет

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, является публичной, открытой для всех заинтересованных пользователей и должна представлять собой достоверную картину финансовых результатов деятельности и финансового состояния организации.

На практике аудиторы сталкиваются со случаями неполного раскрытия существенной информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Причинами, по которым организации не раскрывают в полной мере эту информацию, являются точное копирование содержания приведенных в приложении к Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (далее Указания, утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.) рекомендованных отчетных форм и заблуждение, что эти формы являются строго унифицированными и не позволяют включать в них дополнительные показатели и пояснения.

Для опровержения этого заблуждения обратимся к законодательству. В Указаниях предусмотрено, что приведенные в приложении формы отчетности не являются обязательными для применения. Более того, организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по этим формам, только если показатели, приведенные в образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 (положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.) и иных положениях по бухгалтерскому учету (п. 5 Указаний). Но если организация приняла решение применять рекомендованные Минфином России формы бухгалтерской отчетности, в них должны быть раскрыты все показатели, предусмотренные в типовых формах. Исключение может быть лишь при отсутствии соответствующих данных.

Если же организация принимает решение самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности (пунктом 1 Указаний предусмотрена такая возможность), следует учитывать требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету. Таким образом, организации вправе составлять бухгалтерскую отчетность как по типовым формам (если они позволяют соблюдать требования законодательства по бухгалтерскому учету по раскрытию информации), так и по формам отчетности, разработанным самостоятельно с соблюдением общих требовании к бухгалтерской отчетности (достоверность, полнота, существенность и пр.), а также требований к раскрытию информации.

Основополагающим принципом представления информации в бухгалтерской отчетности является формирование достоверного и полного представления о финансовом положении организации и результатах ее деятельности, необходимого собственникам, инвесторам и другим заинтересованным пользователям для принятия экономических решений.

Достоверность и полнота информации о финансовом положении организации достигаются посредством соблюдения принципа существенности, т.е. раскрытия в бухгалтерской отчетности дополнительных сведений об активах, капитале, резервах и обязательствах организации, о составе отдельных доходов и расходов и других сведений, отсутствие или неточность которых может повлиять на решение заинтересованных пользователей. Данные об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно. Это требование установлено в п. 11 ПБУ 4/99.

В настоящее время единых правил, закрепленных в документах, по определению и расчету существенности информации бухгалтерской отчетности нет. Организации должны самостоятельно определить существенные для бухгалтерской отчетности доходы и расходы, активы и обязательства. При этом следует учитывать как количественную, так и качественную оценку показателя: его характер, конкретные обстоятельства возникновения. Минфин России рекомендует признавать существенной сумму, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет 5 и более процентов (п. 1 Указаний). Но такой критерий не может учесть весь объем факторов, влияющих на существенность того или иного показателя, так как он учитывает лишь количественную его сторону. Поэтому применение для определения существенности показателей 5-процентного размера итога доходов или валюты баланса может привести к недостоверности бухгалтерской отчетности.

Форма представления бухгалтерской отчетности как способ итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности является элементом учетной политики, и, соответственно, в ней надо закрепить принятые организацией формы бухгалтерской отчетности. Однако следует иметь в виду, что принятых организацией содержания и форм отчетности необходимо придерживаться последовательно от одного отчетного периода к другому, а изменение содержания и формы отчетности допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, с обязательным раскрытием обоснованности и причин каждого изменения в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Так, если организация примет решение изменить используемые формы бухгалтерской отчетности, такой факт, как изменение учетной политики, должен быть раскрыт в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за предыдущий год. А в пояснительной записке к отчетности за год, в котором приняты изменения, нужно привести обоснование изменения с описанием влияния этих изменений (в том числе количественного) на основные показатели бухгалтерской отчетности.

руководитель департамента методологии и контроля качества аудита АКГ «Интерэкспертиза» Юлия Королева

Дата: декабрь 2008

Место публикации:



АКГ «Интерэкспертиза» просит вас при использовании публикаций иметь в виду, что:
  • статья представляет собой мнение автора, согласованное во всех существенных отношениях с мнением Экспертного совета АКГ «Интерэкспертиза» на момент её подготовки;
  • мнение автора не всегда совпадает с мнением официальных органов;
  • необходимо помнить, что законодательство или правоприменительная практика могли измениться с момента выпуска данной статьи;
  • все вопросы, рассмотренные в статье, носят общий характер и не предназначены для непосредственного использования в практической деятельности без согласования всех конкретных обстоятельств дела с профессиональными консультантами.


  • Назад в раздел