Оценка бизнеса предприятия как инструмент для принятия эффективных управленческих решений



Ян Орлов, руководитель отдела стратегического развития и маркетинга АКГ «Интерэкспертиза» (AGN International)

В сентябрьском номере профессионального информационно-аналитического издания по всем сегментам рынка недвижимости «RWAY» опубликована статья Орлова Яна, маркетолога отдела маркетинга АКГ «Интерэкспертиза», «Оценка бизнеса предприятия как инструмент для принятия эффективных управленческих решений».

В данной статье автором раскрывается новая роль оценки бизнеса - не как механизма, позволяющего определить стоимость компании в денежном эквиваленте, а как инструмента с источником информации, способствующего принятию объективных управленческих решений


Раздел:Оценка



Несколько лет назад оценка стоимости бизнеса компаний проводилась аналитиками по заказу руководителей или учредителей исключительно для того, чтобы продать бизнес по справедливой рыночной цене. Мало кто задумывался над тем, как могут пригодиться сведения о стоимости предприятия для принятия объективных управленческих решений. Сегодня все крупные компании, имеющие вес на международном рынке, используют в управлении стоимостные оценки. Безусловно, критерии и методики, применяемые для определения стоимости бизнеса, не являются постоянными, они изменяются по мере развития или регрессии рынка. Например, несколько лет назад, показателями успешности любой коммерческой компании была прибыль, соотношение собственных и оборотных средств, доля рынка. При оценке состояния предприятия всегда указывался годовой оборот.

Никто особенно не задумывался над тем, что оценка стоимости бизнеса компании должна проводиться комплексно (с учетом тенденций и перспектив конкретного сегмента рынка), ведь банкротства не удалось избежать многим фирмам с весьма внушительным доходом и собственным капиталом.

А ведь если бы руководство этих предприятий применяло концепцию управления, направленную на увеличение стоимости компании, использовало бы долгосрочное планирование, основываясь на реальных оценках, то вполне можно было бы избежать развития негативных ситуаций. Используя в практической деятельности определенное управленческое решение, руководство обязано в первую очередь предусмотреть, каким образом оно скажется на стоимости (компании), поскольку этот показатель является главным критерием эффективности деятельности коммерческой структуры.

Кризисные годы заставили пересмотреть методы оценки бизнеса, применяемые для управления. Чтобы просчитать объективную стоимость структуры для совершенствования управленческих процессов, следует учитывать особенности финансовой политики компании и сложившиеся отношения в коллективе. Это могут быть конфликты между акционерами и кредиторами, между учредителями (по вопросам распределения инвестиций и дивидендов) и другие ситуации, носящие субъективный характер.

Разрешению конфликтных ситуаций иностранные компании обязаны профессионально организованному менеджменту. Используя концепцию управления коммерческой деятельностью, основанную на стоимостном подходе, руководство начинает действовать в интересах бизнеса с учетом долгосрочных (а не сиюминутных) перспектив. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что стоимость компании не может быть выражена одним цифровым значением (вернее, может, но только для продажи). При реализации управленческих процессов применяются иные критерии, которые выбираются для реализации конкретных целей и задач.


ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ


Исходя из того, что основным критерием рыночной стоимости бизнеса, используемым в процессах управления, является увеличение стоимости предприятия, оценка стоимости бизнеса предназначена для решения следующих задач:

- составление стратегических планов развития компании;

- оценка менеджмента (с точки зрения его эффективности);

-оценка эффективности деятельности руководства;

- определение рыночной (реальной) стоимости акции.

При проведении оценки компании необходимо, чтобы действия аналитиков были обоснованными, наглядными и объективными.


АКТУАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПАНИИ


Независимо от профиля деятельности и структуры компании, в целях управления стоимостью, важнейшими показателями являются генерируемые бизнесом доходы и риски, связанные с конкретным видом деятельности. В международной практике используются несколько стоимостных характеристик для анализа эффективности управленческих решений: рыночная стоимость чистых активов, капитализация чистой прибыли и стоимость бизнеса по DCF (стоимость приносящего стабильный доход и непрерывно функционирующего предприятия).

Многие руководители крупных компаний в период кризиса столкнулись с тем, что наращивание финансовых оборотов (как это ни странно) может только ухудшить положение предприятия. Это в первую очередь касается тех отраслей, которые были изначально ориентированы на потребности внутреннего рынка (строительство, розничная торговля, услуги).

Компании, не стремившиеся использовать в неограниченных размерах инвестиционные средства, пострадали в кризисные годы меньше. Таким образом, контролирование денежных потоков (как доходов, так и расходов) является показателем стабильности компании и учитывается при определении стоимости бизнеса. Сопоставление вышеперечисленных показателей позволяет принимать взвешенные стратегические решения, выбирать оптимальную инвестиционную политику и форму распоряжения собственностью (например, одну из форм реорганизации), принимать обдуманные решения, связанные с мотивацией сотрудников компании.


ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ БИЗНЕСА


При оценке рыночной стоимости бизнеса эксперты обращают внимание на качество управления чистым (сгенерированным) денежным потоком предприятия, и только во вторую очередь рассматривают прирост стоимости активов. До последнего времени не только предприниматели, но и руководители масштабных холдингов не всегда могли дать четкий ответ, каким капиталом они могут распоряжаться в настоящий момент. За последние семь лет разорились сотни компаний, потерявших контроль над ликвидными активами и не справившихся с быстрыми темпами развития бизнеса.

Как показала практика, управленческие решения, являющиеся грамотными и продуманными для среднего бизнеса, не всегда подходят для крупных коммерческих структур. Аналитики утверждают, что 25% обследованных ими в 2008 году предприятий по всем стандартным экономическим показателям были успешными, но уже в это время их можно было считать обреченными на разорение. При проведении оценки стоимости бизнеса предприятия, в качестве основного критерия использовался показатель ЕVA (экономическая прибыль), показывающий добавленную за определенный период стоимость с учетом альтернативных затрат и инвестиций, которые должны увеличить стоимость компании в будущем.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНЫМ БИЗНЕСОМ


Если рассматривать организацию, проводящую только легальные финансово- хозяйственные операции, то можно с высокой точностью определить реальную стоимость бизнеса, и, прежде всего, эксперты рассматривают платежеспособность компании. Кредитоспособность, в отличие от платежеспособности, хоть и является отражением финансовой устойчивости, но только в условиях стабильности рынка.

При первых признаках паники на валютных рынках кредитоспособность теряет свою надежность. Показательным стоимостным критерием является денежный поток, который компания предполагает получить в будущих периодах. Рациональность построения бизнеса – это важнейшая составляющая, влияющая на стоимость каждой компании. От уровня постановки бизнеса зависят маркетинговые достижения, квалификация персонала, уровень юридических рисков.

Проводя исследования компании и применяя различные методы оценки бизнеса, экономисты всегда применяют метод чистых активов (оценивается чистая рыночная стоимость всех активов компании за минусом рыночной стоимости обязательств) и метод стоимости ликвидации. Ликвидационная стоимость – условный показатель, отражающий стоимость активов, по которой можно рационально их продать при ликвидации предприятия за вычетом затрат (на ликвидацию). Этот показатель всегда важен для инвесторов, но вовсе не означает, что компания на рынке не может быть оценена выше.


МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯ


Выбор методики оценки стоимости бизнеса всегда зависит от конкретных целей. Для управления стоимостью предприятия применяется несколько методов и оценочных показателей. Эти показатели не интегрируются (как при продаже), а используются отдельно, сравниваются между собой для принятия наиболее эффективных управленческих решений. Главными стоимостными показателями можно считать рыночную стоимость чистых активов, капитализацию чистой прибыли, дисконтированный денежный поток от капитала компании.

Оценка  бизнеса компании позволяет принимать взвешенные и грамотные управленческие решения: корректировать хозяйственные операции, повышать эффективность производства, контролировать финансовые потоки, рационально использовать материальные ресурсы, повышать платежеспособность компании.


Дата: сентябрь 2011

Место публикации: информационно-аналитический бюллетень RWAY. №198



АКГ «Интерэкспертиза» просит вас при использовании публикаций иметь в виду, что:
  • статья представляет собой мнение автора, согласованное во всех существенных отношениях с мнением Экспертного совета АКГ «Интерэкспертиза» на момент её подготовки;
  • мнение автора не всегда совпадает с мнением официальных органов;
  • необходимо помнить, что законодательство или правоприменительная практика могли измениться с момента выпуска данной статьи;
  • все вопросы, рассмотренные в статье, носят общий характер и не предназначены для непосредственного использования в практической деятельности без согласования всех конкретных обстоятельств дела с профессиональными консультантами.


  • Назад в раздел