Россия исключила Кипр из «черного» списка офшоров



Руководитель отдела международного налогового планирования АКГ «Интерэкспертиза» Лабутина Юлия.

С 1 января 2013 года вступил в силу приказ Минфина России, согласно которому Республика Кипр исключена из официального списка государств и территорий, представляющих льготный налоговый режим или/и не предусматривающих раскрытие информации при проведении финансовых операций в вопросах сотрудничества с налоговыми органами РФ. 

Причиной принятия решения об исключении Кипра из «черного» списка стал Протокол, вносящий изменения в действующее между странами Соглашение об избежании двойного налогообложения, ратифицированное Российской Федерацией в 2012 году. 

Надо отметить, что Протокол ждал своей ратификации в РФ два года, будучи подписанным между правительством Кипра и правительством России еще в 2010 году. Поправки, внесенные этим документом, определили права и обязанности уполномоченных фискальных органов двух стран по обмену информацией, касающейся их компетенции. 

Как предполагается, в результате достигнутых договоренностей, налоговые органы России получат доступ к информации об осуществляемых финансовых операциях российских компаний на территории Кипра, а само островное государство, имеющее неоднозначный статус «налогового рая», повысит экономическую привлекательность и конкурентоспособность среди инвесторов, заинтересованных в европейском партнере с небольшим уровнем налогового бремени. 

Но, что это означает и какую пользу принесет российским компаниям, имеющим связи с Кипром? 

В первую очередь, исключение Кипра из списка офшоров освобождает российские компании, в составе партнеров которых есть юридические лица, зарегистрированные на Кипре, от дополнительного контроля со стороны налоговых органов. Сделки с независимыми кипрскими компаниями на сумму свыше 60 млн. рублей в год перестанут быть контролируемыми в рамках российского закона о трансфертном ценообразовании. В результате чего, по таким сделкам не придется готовить пакет документов с обоснованием цены, что, в свою очередь, повысит интерес к кипрскому бизнесу со стороны России. 

С другой стороны, теперь, если Российское юридическое лицо является участником компании на Кипре и владеет не менее чем 50% вклада (доли) в уставной капитал, а срок непрерывного владения составляет не менее чем 365 дней, то полученные дивиденды в РФ подлежат налогообложению налогом на прибыль по ставке 0%. 

Вместе с тем, кипрской стороной подготовлен законопроект о введении лицензирования деятельности по администрированию кипрских компаний в соответствии с директивой ЕС 2005/60/EC «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма». В связи с этим, для российских холдингов, имеющих зависимые общества на Кипре, налоговое администрирование в республике может быть усложнено. 

Как следует из вышеизложенного, изменения, касающиеся статуса Республики Кипр в РФ, не являются однозначными с точки зрения российского бизнеса. Однако, сегодня, как и ранее, партнеры или зависимые общества, являющиеся резидентами Республики Кипр, выступают достаточно интересным посредником между РФ и Евросоюзом, равно как и с различными низко налоговыми юрисдикциями, все еще входящими в «черный» список Минфина РФ. Причиной такой двойственной природы Кипрских компаний является с одной стороны, статус Кипра как члена Евросоюза, а с другой стороны, отсутствие налогового бремени в виде налога на прибыль на платежи, перечисляемые на территорию офшорных юрисдикций.


Назад в раздел