Особые экономические зоны: льготы и господдержка
Свяжитесь с нами любым удобным способом:

Особые экономические зоны: льготы и господдержка резидентам

17.05.2022

Особые экономические зоны: льготы и господдержка резидентам. Кратко об основных особенностях и условиях поддержки и налогообложения таких территорий.

Особые экономические зоны

Нормативное регулирование — ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Перечень>

Особая экономическая зона — часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ. В ее пределах действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Более того, может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

Существует ограничение видов деятельности, осуществление которых допускается в особой экономической зоне (п. 5, 6 Закона об особых экономических зонах).

Особая экономическая зона создается на 49 лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Если коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключила с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении соответствующего вида деятельности (далее — соглашение) в порядке и на условиях, предусмотренных Законом об особых экономических зонах, то она является ее резидентом. Соглашением может предусматриваться обязанность резидента ОЭЗ осуществить вложения и инвестиции в определенном объеме. Резидент особой экономической зоны вправе осуществлять в данной экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами особой экономической зоны.

Территории опережающего социально-экономического развития

Нормативное регулирование – ФЗ от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Территория опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) — это часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства РФ устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР создается на семьдесят лет1 по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Однако, ТОСЭР не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития.

Резидент ТОСЭР

— индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, государственная регистрация которых осуществляется на ТОСЭР согласно законодательству РФ (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной ТОСЭР, создавший филиал или представительство на этой территории, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее — соглашение) и включаются в реестр резидентов ТОСЭР (далее — реестр). Резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами этой или иной ТОСЭР. Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, не могут быть резидентами ТОСЭР. В течение срока действия соглашения резидент обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусматриваются соглашением.

Особенности налогообложения на территориях ОЭЗ и ТОСЭР.

Получить подробную консультацию по данной теме и другим вопросам можно в Департаменте налогов и права.


1 При условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

2 Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

1 Срок может быть продлен по решению Правительства РФ