Национальная система прослеживаемости товаров



3979465281c7099e43041ac152ee4fd6.jpg29.05.2019 в г. Нур-Султане между государствами - членами ЕАЭС было подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС (далее – Соглашение).

Прослеживаемость означает организацию учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.

Соглашение предусматривает, что прослеживаемость вводится на всей территории ЕАЭС, в государстве-члене создается национальная система прослеживаемости товаров (НСПТ) в электронном виде с использованием информационных технологий, которая будет выполнять роль национального сегмента прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС.

В НСПТ включаются сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон № 371-ФЗ) были внесены изменения в НК РФ, касающиеся введения НСПТ, основные из которых вступили в силу с 01.07.2021 года.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» (далее – Положение), Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости» (далее – Перечень) вступили в силу с 08.07.2021 года.

Соответственно, можно сказать, что именно с 08.07.2021 в России НСПТ заработала в полной мере.

Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, указанных в Перечне (например, холодильники, мониторы, экскаваторы), при выполнении одного из условий, указанных в п. 3 Положения, например:

- товары ввезены на территорию РФ и выпущены для внутреннего потребления;

- товары ввезены на территорию РФ с территорий государств - членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;

- товары ранее ввезены на территорию РФ в указанных выше случаях, и фактически находятся на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, по состоянию на 08.07.2021 года.

К операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, относятся, например (п. 2 Положения):

- реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы РФ;

- приобретение товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;

- реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;

- хранение товара, подлежащего прослеживаемости, имеющегося у участника оборота товаров по состоянию на 08.07.2021 года.

В связи с введением в России НСПТ у участников оборота товаров (ИП и (или) юридических лиц, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости) появился ряд дополнительных обязанностей.

Назовём основные из них.

1. Участники оборота товаров обязаны представлять в налоговый орган (в случаях и в порядке, которые установлены Положением):

- отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;

- документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, к которым относятся:

- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС;

- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках).

2. Налогоплательщики НДС при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости.

3. Налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, участники оборота товаров, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением системы ЕСХН), - при реализации, а также при передаче в собственность на безвозмездной основе товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны оформлять УПД, универсальные корректировочные документы в электронной форме с отражением в них реквизитов прослеживаемости.

N.B! Как счет-фактура, так и УПД, универсальный корректировочный документ оформляются на бумаге, если:

- товар реализуется физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- осуществляется реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

- осуществляется реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

4. При приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, участник оборота товаров обязан удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре, в том числе корректировочном, в УПД, универсальном корректировочном документе регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

5. Участники оборота товаров обязаны обеспечить хранение не менее 5 лет всех отправленных и принятых отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), подписанных УКЭП уполномоченного представителя участника, и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Приведем примеры вопросов, которые возникают у хозяйствующих субъектов в связи с введением НСПТ, с ответами на них.

Вопрос № 1: Обязательно ли проводить инвентаризацию для представления Уведомления об остатках?

Ответ: Такой обязанности нет. В п. 1 Порядка заполнения Уведомления об остатках, утвержденного Приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@, сказано, что оно заполняется на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акт инвентаризации, инвентаризационная опись и т.д.) товаров, подлежащих прослеживаемости, либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности.

Вопрос № 2: Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о НСПТ?

Ответ: На сегодняшний день не предусмотрено специальных норм, устанавливающих ответственность за нарушения законодательства о НСПТ. Вместе с тем, Минфином России подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ID проекта 02/04/07-21/00117901), которым предусматриваются штрафы на ИП и юридических лиц, например, за:

- непредставление или несвоевременное представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (1000 руб. за каждый непредставленный или несвоевременно представленный отчет и (или) документ);

- неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах и (или) в УПД, универсальных корректировочных документах (1 000 руб. за каждый такой счет- фактуру, корректировочный счет-фактуру или за каждый такой УПД, универсальный корректировочный документ).

Ответственности можно избежать, если внести исправления в документы с указанием полных, неискаженных реквизитов прослеживаемости, до их истребования у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки;

- искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при корректном отражении реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах и (или) в УПД, универсальных корректировочных документах, на основании которых были отражены реквизиты прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (1 000 руб. за каждый отчет).

Ответственности можно избежать в случае, если на дату представления в налоговый орган корректировочного отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, с указанием неискаженных реквизитов прослеживаемости налоговый орган не выявил указанное административное правонарушение;

- несоблюдение способа представления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, УПД, универсальных корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме (200 руб. за каждый такой счет-фактуру или за каждый такой УПД, но не более 100 000 руб.).

Планируется, что указанные изменения в КоАП РФ вступят в силу с 01.07.2022 года.


Если у Вас возникли какие-то вопросы, заполните форму и мы свяжемся с Вами


Назад в раздел