Скидки: условия предоставления и оформление
Свяжитесь с нами любым удобным способом:

Скидки: условия предоставления и оформление

24.05.2022

Скидки — важный маркетинговый ход, используемый компаниями для поощрения покупателя за те или иные действия. Например за регулярную покупку больших партий продукции.

Законодательство разрешает использование такой формы мотивации. Причем данное поле лишь немного ограничено НК РФ. Тем ни менее предоставляемые преференции нужно документально фиксировать для правильного налогового учета.

Ценовая скидка — уменьшение установленной компанией цены реализуемого товара, оказываемой услуги, выполняемой работы*. Основания для скидки могут быть различными — от регулярно производимых покупок до особого статуса покупателя. Маркетинговая политика может допускать предоставление покупателям не только классических, но и иных видов скидок, обусловленных спецификой компании, особенностями рынка сбыта.

Однако, компании не всегда надлежаще оформляют основания, условия** и сам факт предоставления скидки. Из-за этого как компания, так и покупатель несут риски неблагоприятных налоговых последствий. Такими последствиями у компании-продавца (исполнителя, подрядчика) является необходимость определить налоговую базу по налогу на прибыль и НДС, исходя из исходной, базисной, цены, т.е. цены, из которой не вычтена сумма скидки, что, по сути, означает необходимость уплачивать определенную часть налога на прибыль за счет собственных средств. Неблагоприятным последствием для покупателя может явиться включение в состав внереализационных доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы полученной им скидки.

В отсутствие надлежащего документального оформления оснований и условий предоставления скидки и самого факта предоставления скидки компании-продавцу и ее покупателю будет тяжело отстаивать свою позицию в споре с налоговым органом как на этапе представления возражений по акту налоговой проверки, так и в суде.

Итак, во избежание финансовых потерь у компании-продавца и у покупателя в результате споров с налоговыми органами должны быть документально оформлены, во-первых, основания и условия предоставления скидки и, во-вторых, факт предоставления скидки.

Основания и условия предоставления скидки

В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

Согласно п.3 ст.40 НК РФ в указанных случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

В то же время в ст. 40 НК РФ установлено,

что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

Таким образом, сумма скидки уменьшается в целях обложения НДС и налогом на прибыль базисную цену, поскольку это прямо предусматривается ст. 40 НК РФ. Норма ст. 40 не содержит какого-либо закрытого перечня скидок, учитываемых при определении рыночной цены. Однако дает общую характеристику скидок, которые могли бы учитываться при определении рыночной цены.

В ст. 40 НК РФ перечислено 5 оснований скидок. Однако по своей экономической сущности, скидки, например, вызванные сезонными колебаниями спроса, также обусловлены маркетинговой политикой компании-продавца, как и скидки, установленные ввиду продвижения на рынок нового товара. Равно как и любая другая, стимулирующая покупателя к какому-либо действию, приносящему экономическую выгоду продавцу, скидка. С учетом изложенного можно прийти к выводу, что ст. 40 говорит лишь о том, что скидка должна обосновываться, и тогда цена сделки для продавца и для покупателя в целях налогообложения будет уменьшена на сумму этой скидки.

Иными словами, скидка должна стимулировать покупателя, например:

Очевидно, что для того чтобы предоставить покупателю ту или иную скидку, уполномоченные лица компании-продавца (руководитель, общее собрание, если согласно уставу компании решение таких вопросов относится к компетенции общего собрания) должны прийти к решению, каким категориям покупателей предоставлять ту или иную скидку, в чем будет выражаться стимулирующий характер такой скидки, а также в каком размере предоставлять ту или иную скидку. Очевидно, что такое решение должно доводиться до менеджеров компании и ее покупателей/клиентов. Таким образом, документальное оформление оснований предоставления скидки требуется не только для обоснования своей позиции в области ценообразования перед налоговыми органами, но и в силу того, что информация об основаниях и размерах скидок предназначена вовсе не для ограниченного круга лиц, что само по себе влечет необходимость ее документирования.

Итак, решение уполномоченного органа компании-продавца о том, какие скидки компания-продавец предоставляет, о размерах этих скидок, о том, каким категориям покупателей эти скидки предоставляются, а также в чем выражается стимулирующий характер таких скидок, должно быть задокументировано надлежащим образом. Такое решение можно назвать документальным выражением маркетинговой политики компании.

Следует учитывать, что необходимость укрепления позиций на рынке может потребовать внезапного изменения ценовой политики, в том числе политики в области скидок, например, в ходе ведения переговоров со стратегически важным потенциальным покупателем у компании-продавца может возникнуть необходимость предложить потенциальному покупателю скидку, о которой ранее уполномоченным органом решения не принималось, или же согласиться предоставить потенциальному покупателю заявленную им скидку. В таких случаях рекомендуется закрепить в ЛНА порядок документирования скидок, выходящих за пределы установленных. Желательно, чтобы такой порядок документирования позволял зафиксировать, в чем именно выражается стимулирующий характер предоставляемой скидки.

Оформление факта предоставления скидок

Как правило, стороны заключают одно из трех соглашений о скидках.

Во-первых, стороны могут договориться о скидке еще при заключении договора. Тогда цена товара, работы, услуги будет определена в самом договоре уже с учетом скидки.

Пример 1

Цена товара по настоящему договору составляет 768 руб. за одну единицу продукции, кроме того, покупатель уплачивает поставщику НДС — 138 руб. 24 коп. Цена товара определена с учетом 35%-ной скидки, предоставленной покупателю на основании приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года как покупателю, приобретающему в рамках одного договора поставки продукцию в количестве не менее 20000 шт.

Следует отметить, что стороны еще на этапе переговоров, в ходе которых обсуждаются все условия договора, могут прийти к соглашению о предоставлении скидки при заключении договора на заданных условиях. Такое обязательство о предоставлении скидки может быть оформлено письменно (письмо о предоставлении скидки) , в этом случае нет необходимости дублировать соглашение о скидке в договоре.

Во-вторых, стороны могут договориться о скидке при наступлении определенных условий, заданных в договоре. В этом случае изменение цены договора будет по причине наступления этих условий.

Пример 2

Цена товара по настоящему договору составляет 1200 руб. за одну единицу продукции, кроме того, покупатель уплачивает поставщику НДС — 216 руб. В случае досрочного (но не менее чем за 1,5 месяца до наступления соответствующего срока) исполнения покупателем обязанности по оплате товара поставщик предоставит покупателю скидку в размере 24% от суммы погашенной задолженности на основании приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года.

Если скидка обусловлена договором и наступлением определенного условия, то стороны могут составить акт о достижении таких условий. Что касается возврата денежных средств, составляющих сумму скидки при наступлении таких условий, то необходимо отметить следующее.

Учитывая формулировку п. 4 ст. 453 ГК РФ о том, что стороны не вправе требовать возвращения исполненных обязательств до момента изменения или расторжения договора, если иное не устанавливается законом или соглашением сторон, стороны договора в целях избежания соответствующих рисков должны оговаривать, что излишне уплаченная сумма подлежит возврату покупателю компанией-продавцом (если только обязательство по возврату этой излишне уплаченной суммы не подлежит прекращению иным образом).

Пример 3

На основании п. 5.6 договора поставки №459 от 02.04.2004 , а также на основании п.14 приказа руководителя поставщика №132 от 25.03.2003 стороны составили настоящий акт, подтверждающий, что поставщик должен предоставить покупателю скидку в размере 149867 руб. Поскольку оплата по договору поставки №459 от 02.04.2004 произвелась покупателем в полном размере, стороны пришли к оглашению о том, что сумма в размере 149867 руб. является излишне уплаченной. Стороны также пришли к соглашению о том, что обязательство поставщика по возврату излишне уплаченной суммы в размере 149867 руб. прекращаются: в части 59 тыс. руб. — зачетом с однородным встречным требованием поставщика к покупателю по оплате товара по договору поставки №460 от 03.06.200 года; в остальной части — перечислением оставшейся денежной суммы на расчетный счет покупателя, указанный в договоре поставки №459 от 02.04.2004.

В-третьих, стороны могут договориться о скидке после заключения договора и до момента его исполнения. Поскольку по исполнении договор прекращается и изменение его становится невозможным).

В любом из перечисленных случаев соглашение о скидке должно заключаться в требуемой законом форме. Перечень сделок***, для которых предусматривается обязательная письменная форма, устанавливается в ст.161 ГК РФ.

Это сделки:

В соответствии с п.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении/расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Согласно ст.162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки

лишает стороны права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания в случае спора, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе/соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна совершаться путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Договор в письменной форме может заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами. А также путем обмена документами посредством любой связи, позволяющей установить, от кого исходит документ. Указанное относится и к соглашениям об изменении договора.

Основные положения о заключении договора предусматриваются в ст. 432 ГК РФ. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Существенными являются условия:

Договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Офертой, согласно ст. 435 ГК РФ, признается

адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое выражает намерение лица, сделавшего его, считать себя заключившим договор с адресатом, который его примет. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Акцептом, в соответствии со ст. 438 ГК РФ, признается

ответ лица, которому направляется оферта о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Лицо, получившее оферту, считается акцептом с момента выполнения действий по договору. Однако, если иное не предусматривается законодательно или не указывается в оферте.

С учетом изложенного, все договоренности юрлиц о скидках должны совершаться в письменной форме. Учитывая, что изменение цены договора не влияет на дату реализации, при предоставлении скидки должна корректироваться налоговая база того периода, в котором произошла реализация.

При возникновении вопросов обращайтесь к нашим специалистам Департамента налогов и права.

Заказать услугу или задать вопрос!
Укажите свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами: помочь с выбром услуги или ответить на возникающие вопросы. Наш менеджер обязательно даст вам обратную связь!

    Ваша заявка
    успешно отправлена!
    В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер.