Учет налога на сверхприбыль: рассматриваем варианты учета
Свяжитесь с нами любым удобным способом:

Учет налога на сверхприбыль: рассматриваем варианты учета

27.09.2023

Учет налога на сверхприбыль в настоящее время прокомментирован Минфином РФ в Информационном сообщении от 14 сентября 2023 г. № ИС-учет-46 «Бухгалтерский учет налога на сверхприбыль» и БМЦ в Рекомендации Р-154/2023-КпР «Налоги с прошлых доходов (прибыли)».

Рассмотрим оба предлагаемых решения

Согласно описанию проблемы в Рекомендации БМЦ, в 2023 году в российское налоговое законодательство вводится понятие «налогов разового характера». Также вводится и первый налог разового характера – налог на сверхприбыль. Уплачивать налог на сверхприбыль обязываются крупнейшие российские и иностранные (с постоянным представительством в России) компании. Компании должны были получить в 2021–2022 годах среднеарифметическую годовую прибыль, превысившую 1 млрд руб.
Ставка налога устанавливается в размере 10% от суммы превышения среднеарифметической годовой прибыли за 2021–2022 годы над таким же показателем за 2018–2019 годы.

В общем случае налог нужно уплатить не позднее 28 января 2024 года. При этом компаниям дается возможность уменьшить сумму налога вдвое путём более ранней уплаты. Для этого нужно с 01.10.2023 по 30.11.2023 года перечислить в бюджет так называемый обеспечительный платеж. После наступления срока уплаты налога обеспечительный платеж вычитается из суммы налога к уплате в двойномразмере. Таким образом через механизм налогового вычета получается 50%-ная скидка.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, международные стандарты бухгалтерской отчетности регулируют вопросы учета налогов на прибыль (доходы) в условиях, когда формирование соответствующей налоговой базы обусловлено фактами хозяйственной жизни организации, имевшими место в отчетном периоде. В этой связи БМЦ предлагает введение термина «ретроспективных» налогов, соответственно и особый порядок их отражения.

Какие рекомендации дает бухгалтерский методологический центр (БМЦ)

Согласно Рекомендации БМЦ ретроспективный налог признается расходом по налогу на прибыль за период, в котором утверждены соответствующие изменения законодательства, с раскрытием (при существенности) в отчетности структуры расхода по налогу на прибыль обособленно и с пояснениями относительно отсутствия зависимости величины этого налога от показателя прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период.

В случае если законодательство предоставляет возможность снижения суммы ретроспективного налога к уплате путем его досрочной уплаты, организация признает расход по налогу до истечения срока досрочной уплаты в сумме, рассчитанной с учетом намерений и возможностей досрочной уплаты с актуализацией оценок на каждую дату изменений и отчетные даты.

Соответственно из выпущенных разъяснений следует, что начисление налога отражается в 2023 году записям:

Рассмотрим данный порядок на примерах

Условные исходные данные:

Пример 1

Организация планирует до 30.11.2023 года перечислить в бюджет обеспечительный платеж в размере 40 тыс. руб. Соответственно, организация ожидает, что величина налога составит 60 тыс. руб. К доплате в 2024 году – 20 тыс. руб. (100 тыс. руб. налог – 40 тыс. руб. обеспечительный платеж к вычету х 2).

2023 год:

Дт 99 Кт 68нсп — 60 тыс. руб. (на дату вступления закона в силу начислено обязательство по уплате налога на сверхприбыль за 2021-2022 годы)

Дт 68обп Кт 51 – 40 тыс. руб. (на дату перечисления обеспечительного платежа отражено перечисление средств в бюджет)

2024 год:

Дт 68нсп Кт 51 – 20 тыс. руб. (на дату уплате налога на сверхприбыль)

Дт 68нсп Кт 68обп — 40 тыс. руб. (на дату уплате налога на сверхприбыль произведен зачет обеспечительного платежа).

Пример 2

Организация планирует до 30.11.2023 года перечислить в бюджет обеспечительный платеж в размере 50 тыс. руб. Соответственно, организация ожидает, что величина налога составит 50 тыс. руб. К доплате в 2024 году – 0. (100 тыс. руб. налог – 50 тыс. руб. обеспечительный платеж к вычету х 2).

2023 год:

Дт 99 Кт 68нсп — 50 тыс. руб. (на дату вступления закона в силу начислено обязательство по уплате налога на сверхприбыль за 2021-2022 годы)

Дт 68обп Кт 51 – 50 тыс. руб. (на дату перечисления обеспечительного платежа отражено перечисление средств в бюджет)

2024 год:

Дт 68нсп Кт 68обп — 50 тыс. руб. (на дату срока уплаты налога на сверхприбыль произведен зачет обеспечительного платежа).

Пример 3

Организация не уверена, что будет иметь возможность перечислить до 30.11.2023 года перечислить в бюджет обеспечительный платеж (вероятность 50/50%). Но подкрепленные действиями намерения перечислить имеются. Соответственно, организация ожидает, что величина налога составит 50 тыс. руб. К доплате в 2024 году – 0. (100 тыс. руб. налог – 50 тыс. руб. обеспечительный платеж к вычету х 2). Организация не смогла произвести платеж в установленные сроки, величина налога составит 100 тыс. руб.

2023 год:

Дт 99 Кт 68нсп — 50 тыс. руб. (на дату вступления закона в силу начислено обязательство по уплате налога на сверхприбыль за 2021-2022 годы)

Дт 99 Кт 68нсп — 50 тыс. руб. (на дату истечения срока перечисления обеспечительного платежа отражено доначисления налога)

2024 год:

Дт 68нсп Кт 51 – 100 тыс. руб. (на дату уплаты налога на сверхприбыль).

Пример 4

Организация считает, что не будет иметь возможность перечислить до 30 ноября 2023 года в бюджет обеспечительный платеж, но смогла произвести платеж в установленные сроки.

2023 год:

Дт 99 Кт 68нсп — 100 тыс. руб. (на дату вступления закона в силу начислено обязательство по уплате налога на сверхприбыль за 2021-2022 годы)

Дт 68обп Кт 51 – 50 тыс. руб. (на дату перечисления обеспечительного платежа отражено перечисление средств в бюджет)

Дт 99 Кт 68нсп (сторно) – 50 тыс. руб. (на дату перечисления обеспечительного платежа отражено перечисление средств в бюджет)

2024 год:

Дт 68нсп Кт 68обп — 50 тыс. руб. (на дату уплате налога на сверхприбыль произведен зачет обеспечительного платежа).

В соответствии с разъяснениями Минфина РФ сумма налога на сверхприбыль, исчисленная налогоплательщиком в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 414-ФЗ, и сумма обеспечительного платежа по этому налогу, перечисленная налогоплательщиком в бюджет в соответствии с этой же статьей, отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2023 г. в составе оценочных обязательств. Фактические расчеты с бюджетом по налогу на сверхприбыль отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2024 г.

Предлагаются следующие записи: начисление налога отражается в 2023 году записям: Дт99 Кт96 на минимальную сумму налога, с учетом возможности перечисления обеспечительного платежа. Перечисление обеспечительного платежа в бюджет записями: Дт 68 Кт 51. Если обеспечительный платеж не переведен в установленные сроки, производится доначисление оценочного обязательства и расхода.

В 2024 году производится признание в учете обязательства по налогу на сверхприбыль (по налоговой декларации): Дт 96 Кт68.

Аналитический учет по синтетическим счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 96 «Оценочные обязательства», 99 «Прибыли и убытки» должен обеспечивать формирование, как минимум, показателей об объектах бухгалтерского учета, связанных с уплатой налога на сверхприбыль, подлежащих отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Порядок отражения объектов бухгалтерского учета, связанных с уплатой налога на сверхприбыль

В бухгалтерской (финансовой) отчетности объекты бухгалтерского учета, связанные с уплатой налога на сверхприбыль, отражаются в следующем порядке:

Таким образом предлагаемые Минфином РФ и БМЦ варианты отражения налога на сверхприбыль разные.

Учитывая тот факт, что Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» вступает в силу с 1 января 2024 года, порядок отражения, предлагаемый Минфином РФ, обеспечивает большее соответствие бухгалтерского учета юридической схеме начисления и уплаты налога на сверхприбыль.

Вместе с тем, учитывая фактически сложившиеся обстоятельства, экономический смысл, наличие права на льготы при уплате обеспечительного платежа до вступления в силу указанного выше закона, по нашему мнению, исходя из принципа приоритета содержания над формой, порядок отражения начисления налога в 2023 году без признания оценочного обязательства, предлагаемый БМЦ, является более предпочтительным.

Если у Вас остались вопросы, обращайтесь в Департамент налогов и права.

Заказать услугу или задать вопрос!
Укажите свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами: помочь с выбром услуги или ответить на возникающие вопросы. Наш менеджер обязательно даст вам обратную связь!

    Ваша заявка
    успешно отправлена!
    В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер.

    Ёще интересное:

    Также, мы активно ведем страницы в Dzen и VC. Публикуем полезные материалы, чтобы помочь вам разобраться в сложных и спорных моментах меняющегося законодательства. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!