Незаконный подход к взысканию долгов: решение суда
Свяжитесь с нами любым удобным способом:

Незаконный подход к взысканию долгов: решение суда

13.09.2023

Верховный суд признал незаконным формальный подход при взыскании долгов компаний с контролирующих лиц

По результатам выездной налоговой проверки ООО «ЛПК «Леспром» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговая служба доначислила компании недоимку и начислила пени. Основанием для этого послужило так называемое «дробление бизнеса». Налогоплательщик получал доход в основном как субподрядчик взаимозависимой компании в рамках правоотношений по выполнению подрядных работ и продаже добытого песка. При этом взаимозависимая компания, также являясь подрядной организацией. Самостоятельно компания практически никаких работ не выполняла, 99% всех работ приходилось на должника. Налоговый орган, признав налогоплательщика и компанию взаимозависимыми лицами, пришел к выводу, что их согласованные действия по распределению выручки от выполнения одного и того же подрядного контракта фактически имели своей целью искусственное уменьшение налоговой базы и получение необоснованной налоговой выгоды в виде создания условий для применения УСНО («доходы минус расходы»).

Таким образом, изложенные обстоятельства установливаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.12.2016 по делу № А29-7607/2016.

В последующем ООО «ЛПК «Леспром» (должник) было признано банкротом. Конкурсный управляющий и ФНС обратились с заявлениями о привлечении к субсидиарной ответственности его контролирующих лиц.

Ответчики возражали против предъявленных к ним требований, и указали, что размер их ответственности должен быть уменьшен с учетом того, что реально причиненный бюджету ущерб существенно меньше размера включенных в реестр требований налогового органа.

Тем не менее, суд привлек к субсидиарной ответственности контролирующие лица. Размер ответственности равен начисленных налоговым органом сумм по результатам проверки без учета размера реального ущерба, причиненного бюджету.

Обоснование позиции

Суды обосновывали свою позицию тем, что ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) устанавливается императивный порядок расчета суммы субсидиарной ответственности. Такой порядок зависит от размера требований, включенных в реестр требований кредиторов должника.

Верховный Суд РФ не согласился с таким подходом и направил дело на новое рассмотрение. Также, суд указал, что заявляя соответствующие возражения, ответчики не ставили под сомнение:

Ответчики просили именно о снижении размера ответственности с учетом размера реально причиненного вреда казне. При подходе, занятом судами, в системе действующего регулирования отношений несостоятельности, предполагающего установление требований кредиторов в судебном порядке (ст.ст. 16, 71 и 100 Закона о банкротстве), снижение размера ответственности было бы невозможным, поскольку являлось бы всегда направленным на пересмотр определения о включении в реестр. Такой подход делал бы неприменимыми положения абз. 2 п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве, что явно не соответствует целям законодательного регулирования.

Еще интересное:

Также, мы активно ведем страницы в Dzen и VC. Публикуем полезные материалы, чтобы помочь вам разобраться в сложных и спорных моментах меняющегося законодательства. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!