Рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации доходов

Главная / Пресс-центр / Новости законодательства
14.03.2018 Банк России совместно в рамках взаимодействия с ФНС России разработал Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от 16.02.2018 № 5-МР (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации призваны помочь кредитным организациям в выявлении российских организаций и предпринимателей, по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции, в частности, операции, действительной целью которых является уклонение от уплаты налогов.
Для их обнаружения Центральный Банк РФ рекомендует кредитным организациям на еженедельной основе проводить анализ операций клиентов по счетам на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС.
При этом у кредитной организации не возникнет сомнений в законности операций клиента случае, если доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае полного списания со счета денежных средств без НДС (поступивших в аналогичном объеме ранее на счет с НДС), будет составлять 10% или 18% дебетового оборота в объеме приобретения продукции, реализация которой облагается НДС, соответственно, по ставке 10% или 18%. Если осуществляются операции, облагаемые как по ставке 10, так и по ставке 18%, то указанная доля должна составлять от 10 до 18% дебетового оборота.
На начальном этапе применения Методических рекомендаций особое внимание банки будут уделять ситуациям, при которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений составит более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, в общем объеме списаний - менее 30%.
Повышенному вниманию будут подвергаться денежные переводы:
- на счета филиалов ФГУП «Почта России»;
- на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
- на счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
- на счета лиц, осуществляющих туроператорскую, турагентскую и иную туристическую деятельность.
Центральный Банк РФ также привел перечень отраслей экономики, для которых исключение НДС в расходных операциях по счету либо совершение по счету налоговых отчислений по НДС ниже обозначенных выше значений налоговой нагрузки, может являться показателем действий клиента, направленных на уклонение от уплаты налогов.
В указанный перечень включены:
- сельское хозяйство;
- торговля лесоматериалами;
- торговля стройматериалами;
- торговля зерном;
- торговля рыбой;
- торговля растительными маслами;
- грузоперевозки автотранспортом;
- строительство;
- торговля ломом;
- предоставление персонала;
- торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и ломом из них.
Банки будут анализировать взаимоотношения клиентов, осуществляющих сомнительные операции с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, используя информацию:
- об идентификаторах устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств,
- о фактах получения лицами, выступающими от имени клиента, криптографических ключей и аутентификационной информации для доступа и работы в системе ДБО в случаях представления такими лицами интересов других клиентов, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий.
Банкам также рекомендовано запрашивать документы, подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджетную систему РФ за налоговый период. Если документы не будут представлены, банк может отказать в приеме распоряжений на проведение операций по счету, подписанных аналогом собственноручной подписи.

Очевидно, что целью проверок является борьба с фирмами-однодневками и незаконным обналичиванием денежных средств. Для налогоплательщиков контрольные мероприятия банков означают дополнительные трудовые и временные затраты на предоставление запрашиваемых банком документов и пояснений. Если добросовестный налогоплательщик имеет счета в нескольких банках целесообразно произвести анализ банковских операций с целью составления, возможно, иной схемы платежей, при которой будут выполняться соотношения, рекомендованные Центральным Банком РФ.

Руководитель Департамента налогов и права ООО «Интерэкспертиза - Е.С. Чернышова

Возврат к списку