Новости мирового финансового рынка в 2008 году



Руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон.

Комментарии руководителя департамента международной отчетности аудиторско-консалтинговой группы «Интерэкспертиза» Каланова Антона к новостям 2008 года

Раздел:МСФО

Британское FSA ужесточит правила листинга на Лондонской фондовой бирже

Управление по финансовым услугам Британии (Financial Services Authority, FSA) собирается ужесточить требования к листингу иностранных компаний на Лондонской фондовой бирже. По мнению многих экспертов, это связано с событиями вокруг компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» и сомнениями относительно качества отчетности российских компаний. Получается, под «иностранными» FSA в первую очередь подразумевает компании из России.

Ни FSA, ни иные аналогичные европейские органы не станут предпринимать действий, существенно ухудшающих положение российских эмитентов, — только разумные шаги, требующие защиты прав инвесторов (например, в отношении раскрытия реальных бенефициаров). Во-первых, им это невыгодно: компании с развивающихся рынков (Украина, Индия, Россия) крайне интересны инвесторам (высокие риски сопутствуют и высоким доходам). Во-вторых, российская конъюнктура такова, что даже ужесточение отдельных правил листинга не остановит российские компании: в ближайшие годы готовятся десятки новых IPO, и зачастую они планируются вследствие не реальных финансовых потребностей, а определенной маркетинговой политики, негласных требований рынка. На мой взгляд, дополнительные затраты остановят немногих потенциальных российских эмитентов: об этом говорит хотя бы тот факт, что они обычно стремятся привлекать в качестве аудиторов компании «большой четверки», тогда как на биржах признаются и аудиторские заключения, подписанные менее дорогостоящими компаниями.

По мнению главы трансатлантической NYSE Euronext, компании — выходцы из стран бывшего Советского Союза не соответствуют требованиям корпоративного управления, которые необходимо соблюдать для присутствия на биржах такого класса, как Лондонская фондовая.

Среди ближайших планов FSA — более четко разъяснить инвесторам, как именно реализован листинг компаний, на примере ситуации с организацией, имеющей вторичный листинг, — это не обязательно означает, что у компании при этом есть первичный листинг на какой-либо другой бирже.

Комитет по МСФО изменил IAS 23 «Затраты по займам»

Комитет по МСФО выпустил измененную версию МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» (Borrowing Costs). Основная поправка — исключение возможности мгновенного признания в качестве издержек затрат по займам, относящимся к активам, которые требуют значительного времени на приведение их в пригодное для использования или последующей продажи состояние.

Внесение поправок в МСФО (IAS) 23 — часть так называемой «краткосрочной программы конвергенции», проекта, осуществляемого совместно с американским Комитетом по стандартам финансовой отчетности (Financial Accounting Standards Board, FASB). Комитет по МСФО считает, что новая версия этого стандарта улучшит финансовую отчетность по трем направлениям: 1) стоимость актива в будущем будет включать все издержки на его приведение в пригодное для использования или продажи состояние, 2) повысится степень сопоставимости финансовых отчетов разных компаний (стандарт исключает один из двух подходов, которые были приведены в предыдущей версии), 3) новая редакция стандарта приближена к требованиям US GAAP, что усилит конвергенцию.

По мнению Комитета по МСФО, пересмотр МСФО (IAS) 23 — еще один шаг для достижения крайне важной для американской Комиссии по ценным бумагам и биржам цели: исключить необходимость составления повторной отчетности для иностранных компаний в соответствии с US GAAP.

Данная поправка в МСФО (IAS) 23 полностью соответствует политике IASB — уменьшить количество допустимых альтернатив в учете, улучшить сопоставимость отчетности разных компаний и одной компании за разные периоды и сблизить МСФО и US GAAP, что в данном случае вполне логично привело к выбору требования US GAAP как удовлетворяющих первым двум критериям. Поэтому данная поправка в IAS 23 давно ожидалась и, по-моему, она вполне разумна. Для компаний, которые ранее не капитализировали проценты (а таких, на мой взгляд, меньшинство), новый порядок учета будет, конечно, сложней. Впрочем, в данном случае Комитет по МСФО сделал максимум (по-моему, даже больше, чем нужно), чтобы облегчить переход на новый стандарт: в отличие от большинства аналогичных случаев он не требует ретроспективного пересмотра финансовой отчетности, а это очень существенное послабление.

CESR создал механизм определения эквивалентности МСФО и других систем стандартов отчетности

Комитет европейских регуляторов ценных бумаг (Committee of European Securities Regulators, CESR) создал механизм, позволяющий определить эквивалентность международных стандартов финансовой отчетности и стандартов стран, не являющихся членами ЕС. Такой механизм был разработан по просьбе Европейской комиссии. Ей предстоит определять схожесть международных и национальных стандартов неевропейских стран, коммерческие предприятия которых котируют акции на европейских фондовых биржах. Начиная с 2009 года в соответствии с законодательством ЕС такие предприятия обязаны будут представлять свою отчетность либо по МСФО, либо в соответствии с собственной системой GAAP, если она в достаточной степени схожа с международными стандартами.

Основные положения опубликованного документа:

1. Государственные органы финансового регулирования стран в составе ЕС, на биржах которых обращаются неевропейские ценные бумаги (либо будут обращаться после прохождения иностранными компаниями процедуры листинга), обязаны критически рассмотреть различия в принципах измерения и отражения в отчетности по МСФО и GAAP страны, не входящей в ЕС. Если они не обнаружат принципиальных различий (например, в результате положительного эффекта программы конвергенции), то эквивалентность систем финансовой отчетности будет признана и иностранным компаниям не придется представлять «уточняющую» отчетность. И даже если принципиальные различия между двумя системами отчетности будут найдены, иностранная система GAAP все равно может быть признана эквивалентной МСФО при условии, что устранение таких различий возможно на уровне отдельно взятой компании за счет уточняющей отчетности. Внесенные уточняющие поправки подлежат обязательному аудиту.

2. До того момента, как CESR представит какие-либо конкретные рекомендации Еврокомиссии относительно эквивалентности иностранной системы GAAP и МСФО, будут проводиться публичные консультации и изучаться реакция участников европейского рынка на данную систему отчетности.

3. Финальное решение в отношении эквивалентности систем выносится Еврокомиссией на основании уже предложенного CESR механизма определения эквивалентности и после завершения консультаций с участниками рынка, осуществляемых CESR.

4. Для обеспечения эквивалентности CESR предполагает последовательность в применении системы GAAP неевропейских стран, включая систематическое обоснование сделанных уточнений в отчетности. Далее CESR предполагает использование специальных индикаторов, отражающих степень доверия участников рынка к ценным бумагам иностранных организаций.

5. CESR считает необходимым обеспечить контроль за качеством аудита финансовой отчетности — это также будет составной частью механизма обеспечения эквивалентности. Для этого будут использоваться положения Восьмой директивы (84/253/EEC) ЕС.

Ранее ЕС уже ввёл упрощенный порядок допуска в течение последующих двух лет эмитентов, применяющих стандарты учета США, Канады и (или) Японии. Поэтому можно отметить, что в ЕС продолжается работа по привлечению ресурсов с иностранных площадок, в первую очередь США: проблемы и сложности для эмитентов на европейских биржах (даже с учетом отдельных ужесточений на Лондонской фондовой бирже) не идут, конечно, ни в какое сравнение с требованиями американских регуляторов.

руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон

Дата: март 2007

Место публикации: журнал «МСФО. Практика применения». № 3.



АКГ «Интерэкспертиза» просит вас при использовании публикаций иметь в виду, что:
  • статья представляет собой мнение автора, согласованное во всех существенных отношениях с мнением Экспертного совета АКГ «Интерэкспертиза» на момент её подготовки;
  • мнение автора не всегда совпадает с мнением официальных органов;
  • необходимо помнить, что законодательство или правоприменительная практика могли измениться с момента выпуска данной статьи;
  • все вопросы, рассмотренные в статье, носят общий характер и не предназначены для непосредственного использования в практической деятельности без согласования всех конкретных обстоятельств дела с профессиональными консультантами.


  • Назад в раздел