Как не попасть в поле зрения налоговых органов
На что обращают внимание налоговые органы при планировании выездных проверок?
Очевидно, что контроль со стороны ФНС ежегодно лишь усиливается. В арсенале появляются новые инструменты и методы, которые позволяют получить всю необходимую информацию о плательщике и провести её анализ.
Например, программный комплекс «АСК НДС-2» входит в часть автоматизированной системы ФНС «Налог 3», с её помощью налоговики с лёгкостью находят ошибки в декларациях, выявляют нереальные и рискованные операции. АСК НДС-2 также позволяет выявить среди контрагентов плательщика тех, которые относятся к высокому уровню налогового риска, что, в свою очередь, приведёт к проверке всех операций, с этим контрагентом. Иными словами, деятельность плательщика находится под постоянным и неусыпным контролем налоговых органов.
Как же ослабить интерес налоговых органов к плательщику или сделать его хоть на какое-то время «невидимым» для них, а также минимизировать общение с налоговыми инспекторами?
Специалисты АКГ «Интерэкспертиза» подготовили для Вас свои рекомендации и предлагают обратить внимание на изложенные ниже аспекты, которые сформированы на основании анализа судебной практики, писем контролирующих органов, а также опыта наших юристов и налоговых консультантов при сопровождении налоговых споров.
Конечно, многие из них могут быть Вам известны, однако, мы все же решили собрать их воедино. И для удобства представить в виде «чек-листа».
1. Убыточная деятельность. Не секрет, что убыточная деятельность, несмотря на тот факт, что перенос убытков на будущее прямо предусмотрен налоговым законодательством, вызывает неподдельный интерес налоговых органов, которые зачастую приглашают налогоплательщика на, так называемые, «убыточные комиссии». В случае, если убытков избежать все-таки не удалось, будьте готовы дать исчерпывающие пояснения о причинах их возникновения.
2. Несоответствие среднему уровню налоговой нагрузки в вашей отрасли и в вашем регионе. Конечно, показатели средней налоговой нагрузки не являются обязательными; при определенных обстоятельствах плательщик может выйти за их границы и, если это произошло, будьте готовы предоставить пояснения. То же самое касается и безопасной доли налоговых вычетов по НДС, она различна в зависимости от региона.
Обращаем Ваше внимание, что на официальном сайте ФНС России опубликованы новые статистические данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, за 2020 год. Указанные сведения размещены в разделе «Контрольная работа», они могут быть использованы налогоплательщиками для самостоятельной оценки вероятности проведения в отношении их выездных налоговых проверок.
3. Темп роста доходов ниже темпа роста расходов. В этом случае налоговый орган потребует объяснений.
4. Отсутствуют права на помещения (офисные, складские, торговые и т.д., в зависимости от вида деятельности). В этом случае налоговый орган либо признает, что помещения получены безвозмездно, либо усомнится в реальном ведении предпринимательской деятельности, либо заподозрит фиктивное дробление бизнеса. То_же самое относится и к наличию сайта, электронного адреса, IP-адреса, телефонной линии, материальных активов.
5. Количество персонала недостаточно для обслуживания заявленных оборотов. По мнению налоговых органов, это может указывать на наличие «серых» зарплат или фиктивное дробление бизнеса.
6. Юридический адрес не совпадает с фактическим. Указанное обстоятельство, в частности, может повлечь внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице.
1. Внутригрупповая ценовая политика, доказывающая рыночность цен. Зачастую одним из критериев отбора налоговыми органами подозрительных операций (сделок) выступает цена, применённая хозяйствующими субъектами. К примеру, Минфин РФ и ФНС РФ нередко использовали такой термин, как «манипулирование ценами», подразумевая под этим перераспределение доходов в пользу компании, применяющей пониженные ставки или иные налоговые преференции, имеющей убытки, которые могут быть учтены при формировании базы по прибыли, и т.д. Причём манипулирование ценами выявлялось путём сравнения применённых налогоплательщиком цен с рыночными ценами. При обнаружении такого манипулирования ценами инспекторам рекомендовалось доказывать получение плательщиком необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим налоговыми органами широко применяется контроль цен в сделках, не обладающих признаками контролируемых или приравнённых к контролируемым сделкам.
2. Положение о порядке выбора контрагентов, в котором можно предусмотреть выполнение следующих процедур:
- проверка контрагента на сайте ФНС в Федеральном информационном ресурсе «Риски»
- направление запросов в банк с целью убедиться в открытии расчётного счёта.
- проверка контрагента на предмет участия в судебных спорах
- проверка контрагента на предмет наличия в списке недобросовестных поставщиков на сайте Федеральной антимонопольной службы
- запрос копий учредительных документов у контрагента
- проверка наличия у контрагента задолженности по налогам и сборам
- проверка директора контрагента на наличие/отсутствие дисквалификации в реестре дисквалифицированных лиц на сайте ФНС и т.д.
Выполнение указанных процедур позволит доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагента.
3. Деловая переписка с контрагентами. Будет являться дополнительным доказательством реальности контрагента и факта совершения с ним хозяйственных сделок.
4. Инструкция для сотрудников о порядке оформления первичных документов с указанием обязательных реквизитов. При этом необходимо предусмотреть указание в актах, которыми оформляется оказание услуг или выполнение работ, подробное описание их характера. Это необходимо как дополнительное доказательство факта оказания услуг.
5. Журнал переданных в налоговые органы документов. Сократит время на подготовку документов по требованиям налоговых органов, так как в силу п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращённых впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Дополнительно хотели бы обратить Ваше внимание на следующее.
Несмотря на то, что современный бизнес, безусловно, знает свои права, в стрессовой ситуации, которая может возникнуть при проведении налоговым органом проверки, каждый может совершить ошибки. Последствия этих ошибок могут грозить высокими налоговыми рисками.
Эффективным для избежания этих последствий является проведение для сотрудников инструктажей на тему: «Как вести себя во время налоговой проверки», а также проведение налогового аудита компании. Указанные задачи могут взять на себя сотрудники ООО «Интерэкспертиза».
А если Вы хотите встретить проверяющее органы во всеоружии, Вам поможет налоговый аудит от АКГ «Интерэкспертиза».
Назад в раздел